ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ (кнопка меню sheba.myjino.ru)   ЮНЫЙ ТЕХНИК (кнопка меню sheba.myjino.ru)   ДОМОВОДСТВО (кнопка меню sheba.myjino.ru)   Учебники ля ВУЗ-ов (кнопка меню sheba.myjino.ru)   Радиоспектакли (кнопка меню sheba.myjino.ru)   Юный книголюб (кнопка меню sheba.myjino.ru)

А. Глоба

ПУШКИН

трагедия в 4-х действиях


А. Глоба - ПУШКИН
А. Глоба - ПУШКИН

ТИТР

1     2     3     4

Спектакль Московского театра имени Ермоловой.

Действующие лица и исполнители:

Пушкин - Всеволод Якут
Жуковский - Семен Гушанский
Вяземский - Н. Шишов
Брюллов - Александр Васильев
Наталия Николаевна Пушкина - Софья Павлова

Сёстры Натальи Николаевны:
Азинька (Александра Николаевна) - Электрина Корнеева
Коко (Екатерина Николаевна) - Вероника Полонская

Загряжская (тетка трех сестер) - Евдокия (Эдда) Урусова
Никита Козлов (камердинер Пушкина) - Серафим Зайцев
Николай I Федор - Николай Толкачев
Граф Бенкендорф - Ю. Левицкий
Барон Луи де Геккерн (нидерландский посланник) - Ю. Левицкий
Жорж Дантес де Геккерн - Павел Махотин
Булгарин - Борис Аврашов
Князь Долгоруков - Г. Лехциев
Князь Трубецкой - Павел Махотин
Виконт д`Аршиак - Владимир Бамдасов
Данзас - Константин Федотов
Графиня Нессельроде - Елена Ермакова
Молодой человек - Павел Шальнов
Адъютант графа Бенкендорфа - В. Балагуров
1-й сановник - Николай Толкачев
2-й сановник - Павел Шальнов
Старая графиня - Евдокия (Эдда) Урусова
1-я дама - Л. Маркелия
2-я дама - В. Левит
3-я дама - Зинаида Захарова
4-я дама - Прасковья Рыбникова
1-й кавалергард - В. Васильев
2-й кавалергард - Г. Лехциев
3-й кавалергард - И. Косухин
4-й кавалергард - Виктор Щеглов

Руководитель постановки Андрей Лобанов
Художник Михаил Курилко
Дирижер Я. Кирснер
Музыка В. Оранский
Помощник режиссера Н. Чернышов
Режиссер Виктор Комиссаржевский.

Премьера — 5 декабря 1949 г.

 

«Есть роли, которые проходят, не оставляя глубокого следа ни в сердце их создателя, ни в памяти зрителя. Есть роли, которые долго еще напоминают о себе в творчестве актера. А есть роли, к которым, кажется, мы готовимся всю жизнь, как к большому и очень личному событию, свершению. Такие актерские работы обычно называют этапными. Вероятно, так оно и есть. Такой этапной в моей творческой биографии стала работа над образом Пушкина. Мне кажется, что все роли, все спектакли, сыгранные мною ранее, были как бы подготовкой к этому образу, а вся моя последующая работа в течение многих лет находилась под мощным его влиянием. В работе над этим образом многое из того, что я знал, открылось мне заново.

…Работа над „Пушкиным“ продолжалась в течение целого года. Наконец наступил день премьеры. Я ужасно волновался, ничего не понимал, не чувствовал, кроме ужаса, все забыл. Собирал всю свою волю, чтобы освободиться от этого состояния, и не мог. Все с волнением ждали, когда я буду готов начать спектакль, а я цепенел от одной мысли, что надо выйти на сцену. И вдруг я ощутил какое-то странное в этой ситуации, абсолютное спокойствие, я подумал: „А чего я, собственно говоря, боюсь? Ведь я же Пушкин! Нет, я не должен прятаться, таиться?“ — Давайте занавес! — сказал я. Занавес дали, и я вышел на сцену?»

Вс. Якут «Мой мир — театр»



«Однажды с классом мы пошли на спектакль с коротким названием „Пушкин“. Конечно, уже искушенные театром, мы прекрасно знали, что артист на сцене играет ту или иную роль… Но впечатления того вечера на всю жизнь отозвались как встреча с самим Пушкиным. С первой секунды, с первой сцены захватила трагедия, очевидцами которой мы стали. Как и все настоящие трагедии, она заключалась не в самом выстреле, не в смерти, что, собственно, уже развязка, а проявлялась в напряженном тайном смысле каждого мгновения. В начале спектакля на балу, которому было отдано все пространство сцены, где кружили в вальсе, проплывали в менуэте, как шампанское в бокале, искрились в мазурке дамы и кавалеры, почти у края сцены, почти под парадной лестницей, Пушкин неуютно ел мороженое из вазочки и бросал отрывистые фразы. Высший свет шокирован его колкостями, но, Боже, как хочется защитить Поэта — сколько затравленности в его умных едких замечаниях! Другая сцена — Пушкин обменивается репликами с красавицей женой, пробивается к ней через ее вальяжное спокойствие и полный неги взгляд — сколько здесь трагического недопонимания! Пушкин веселится с друзьями в доме Нащокина, но почему такая тоска ложится на душу?.. Почему охватывает чувство неотпускающей боли, почему ночью, после спектакля, просыпаешься в слезах?.. Почему чуть надтреснутый голос артиста режет не слух, а пронзает сердце? Это была другая мера искусства, ранее неведомая. Сегодня не возьмусь определить одним словом, что свершалось в этом спектакле Московского театра имени Марии Николаевны Ермоловой. Но там было и мастерство Всеволода Якута, и его актерское прозрение образа Пушкина.

В спектакле словно разыгрывалась вечная мистерия судьбы Таланта в России. Когда Якут сыграл своего Пушкина к 150-летию юбилея Поэта, артисту было 37 лет — столько же, сколько и его герою. Он был признанный артист, обласканный государственными наградами и званиями. Прошел год со дня премьеры, не успел завершиться другой, как на голову артиста обрушился ряд уничтожающих статей в центральной печати. Если какие-то запоздалые рецензенты пытались назвать белое черным и наоборот, то есть доказать бездарность Всеволода Якута, то тогдашняя „Комсомольская правда“ в 1951 году в статье „Искаженный образ“ впрямую взывала: запретить евреям играть наших русских поэтов! Послевоенный террор против интеллигенции, начавшийся с травли Ахматовой и Зощенко, перешедший в разоблачение космополитов, затем — в жесткую антисемитскую волну, чуть позднее — в дело врачей-вредителей, был прекращен лишь после смерти Сталина. Все эти годы спектакль „Пушкин“ в театре не шел. Основная тема спектакля — травля поэта — вошла в жизнь самого артиста и стала частью его судьбы. Мы, школьники хрущевской оттепели, конечно же, еще не знавшие всего этого, стали свидетелями возрождения спектакля на сцене Ермоловского театра. В репертуаре Ермоловского театра спектакль „Пушкин“ трепетно сохранялся не одно десятилетие и с годами становился все интереснее. Однажды, на рубеже шестидесятых — семидесятых годов, я оказалась в командировке в городе Саратове. В июне там целый месяц с аншлагами проходили гастроли Московского театра имени Ермоловой. Спектакль, на который стремились попасть все без исключения саратовские театралы, — „Пушкин“ с Всеволодом Якутом в главной роли. К тому времени это был уже легендарный спектакль. С опасением угасить в душе образ спектакля, пережитый более пятнадцати лет назад, я все же переступила порог театра. И снова это было Чудо. И снова сквозь сон и рыданья пережила видение смерти Пушкина, где Пушкин был собой и был в то же время в облике Якута… Тогда пришло осознание, что артист на сцене уже не играет Поэта, а живет им. Это было то же светлое волшебство театра, которым владела великая русская трагическая актриса Мария Николаевна Ермолова?»

Юлия Большакова «Образы нашей юности»

 

 

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ (кнопка меню sheba.myjino.ru)   ЮНЫЙ ТЕХНИК (кнопка меню sheba.myjino.ru)   ДОМОВОДСТВО (кнопка меню sheba.myjino.ru)   Учебники ля ВУЗ-ов (кнопка меню sheba.myjino.ru)   Радиоспектакли (кнопка меню sheba.myjino.ru)   Юный книголюб (кнопка меню sheba.myjino.ru)


ТС БК-МТГК 2015—3015 karlov@bk.ru — Борис Карлов